Фрагмент для ознакомления
2
Контрольные вопросы
1. Психодиагностика как особый раздел психологии. Цели, предмет, задачи психолого-педагогической диагностики
Психодиагностика — наука и практика постановки психологического диагноза, т. е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков. Объектом психодиагностики могут выступать навыки, умения, общие и специальные способности, особенности психических процессов, состояния, мотивы, потребности, интересы, черты личности и многое другое.
Психодиагностика как научная дисциплина опирается на общепсихологическое знание диагностируемых свойств. Собственной методологической основой психодиагностики выступает психометрика — наука об измерении индивидуально-психологических различий.
Предметом психолого-педагогической диагностики выступает развивающаяся личность (дошкольника, младшего школьника, подростка и старшеклассника, взрослого).
Цель - выявление структуры нарушения психической деятельности для нахождения оптимальных путей коррекционной помощи.
Задачи:
- своевременное выявление детей с отклонениями/нарушениями псих развития;
- определение спектра психолого-педагогических проблем ребенка;
- выявление недостатков воспитательно-образовательного процесса в образовательном учреждении, выявление недостатков программы обучения и воспитания.
- разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка;
- выявление первичного и вторичного нарушений, то есть системный анализ структуры нарушения;
- оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;
- определение и обоснование педагогического прогноза.
- выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка;
- разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения;
- оценка динамики развития и эффективности коррекционной работы;
- определение условий воспитания ребенка, специфика внутрисемейных отношений;
- помощь в ситуациях с затруднениями в учебе;
- профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков;
- решение проблем социально-эмоционального плана.
2. История возникновения психолого-педагогической диагностики в России и за рубежом
Становление диагностики детерминируется запросами практики, социума. Первоначально это было связано с необходимостью регламентации процесса выбора кандидатов на определенные должности, а затем и в отношении образовательной практики.
Первопроходцем в области педагогического измерения был Р.Дж. Фишер, он разработал «книги шкал». Дж. М. Райс (1857-1934) одним из первых начал массовое тестирование в школе. К 1918 г. В.С. Монро представил список 109 стандартизированных тестов на измерение успеваемости.
В России выделяют четыре этапа развития педагогического диагностирования:
- На первом этапе — экспериментальном (с конца ХIХ — 30‐х годов XX века) — начинается массовое обращение педагогов школ к изучению личности ребенка, а следовательно, и к диагностированию. Педагогическое диагностирование не носит собственно научного характера.
- На втором этапе — имплицитном (30‐х гг. — 60‐х гг.) — педагогическое диагностирование существует в скрытой форме. Это объясняется последствиями разгрома педологии.
- На третьем этапе — эксплицитном (60 гг. — середина 90 гг.) — происходит возрождение идеи педагогического диагностирования, и оно начинает оформляться как наука, разрабатываются его теоретико‐методологические основы, выделяются направления педагогического диагностирования.
- Четвертый — институциональный (с середины 90 гг. XX века по настоящее время) — характеризуется изучением педагогического диагностирования, субъектом которого является педагог, как профессиональной функции учителя, закреплением ее в нормативных образовательных документах.
Представители экспериментальной педагогики конца - П. Ф. Лесгафт, А. Ф. Лазурский, В. П. Кащенко и другие сыграли ведущую роль в пропаганде идей использования психологических и педагогических диагностических методик, наглядно демонстрируя их возможности в изучении учащихся и микросреды в учебно-воспитательной работе.
Особая роль в разработке научных основ диагностики детей принадлежит Л. С. Выготскому, рассматривавшему личность ребенка в развитии.
В отечественной педагогике термин «педагогическая диагностика» используется с начала 1980-х гг. Данное понятие в полной мере стало предметом исследования таких авторов, как А. С. Белкин (1970), А. И. Кочетов (1987), Н. К. Голубев (1988), В. П. Беспалько (1989), Б. П. Битинас и Л. И. Катаева (1993), В. Г. Максимов (1993) и др. В конце 1990-х гг. проблематика педагогической диагностики все в большей степени входит в научный оборот. В учебном пособие «Педагогика» (Подласый И. П.), включён учебный материал диагностики развития, обучения, обученности, воспитанности, что свидетельствует о признании правомерности проблематики и термина в современной науке.
3. Этические правила и принципы проведения психолого - педагогического диагностического обследования
1. Принцип соблюдения тайны психодиагностики предполагает неразглашение ее результатов без персонального согласия на это того лица, на котором проводилась психодиагностика. Если речь идет о несовершеннолетних, то на разглашение результатов их психодиагностики обязательно требуется согласие родителей.
2. Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, чтобы она, как минимум, была валидной и надежной, то есть давала такие результаты, которым вполне можно доверять.
3. Принцип не нанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается психодиагностике.
4. Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, т.е. вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, а не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами.
5. Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются.
Человека нельзя подвергать психологическому обследованию против его воли, за исключением особых случаев или судебной, или медицинской практики, оговоренных законом. Перед проведением психологического тестирования человека необходимо предупреждать о том, что в процессе исследования он невольно может выдать такую информацию о себе, своих мыслях и чувствах, которую сам не осознает. Любой человек, если это не оговорено законом, имеет право знать результаты своего тестирования, а также то, где, кем и как они могут быть использованы. Результаты психологического тестирования предоставляются тестируемому в доступной для правильного понимания форме. Основная ответственность за надлежащее применение на практике психологических тестов лежит на психологах, лицах и организациях, пользующихся ими. Психологи, использующие психологические тесты и занимающиеся психологическим тестированием, должны иметь диплом о высшем психологическом образовании.
4. Требования к психодиагностической процедуре
1. Планирование обследования обусловлено практической задачей, определением предмета психодиагностики, подбором соответствующих методик, их подготовкой стимульного материала, ответственностью за последствия выводов.
2. Обеспечение условий проведения обследования. Обязательным условием должно быть предварительное устранение помех и постороннего вмешательства.
3. Установка контакта с испытуемым. Испытуемый должен быть проинформирован о целях обследования, о возможностях использования результатов. Диагност обязан тщательно проинструктировать испытуемого по каждому тесту.
4. Личность диагноста. От психодиагноста требуется соблюдение спокойствия, нейтральности, постоянной внимательности, чёткости в работе.
5. Инструкция испытуемому должна быть ясной, чёткой, краткой и однозначной.
6. Протокол обследования продумывается заранее. В необходимом случае заготавливаются опросные листы, ключи или трафареты с прорезями.
7. Обработка полученных данных включает в себя анализ данных, сопоставление с другими результатами, обобщение и интерпретацию.
К процедурам группового обследования предъявляются следующие требования:
- инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило, письменно; в случае устных указаний они даются в разных группах одними и теми же словами, понятными для всех, в одинаковой манере;
- ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ перед другими;
- в процессе диагностики не следует давать отдельным испытуемым дополнительные пояснения;
- процедуру диагностики с разными группами следует проводить по возможности в одно и то же время дня в сходных условиях;
- временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми.
5.Требования к проверке и построению методик
Каждый метод, результатам которого можно доверять, должен отвечать требованиям валидности, стандартности и надежности.
Стандартизация - это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Включает в себя выработку единых требований к процедуре эксперимента и определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний. Подразумевает унификацию инструкций, бланков обследования, способов регистрации результатов, условий проведения обследования.
Надёжность методики – это критерий, который говорит о точности психологических измерений, то есть позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты. Это согласованность результатов тестирования испытуемых в разные моменты времени, при первичном и вторичном тестировании и с использованием разных по эквивалентности, по содержанию заданий. Надежность подразумевает: воспроизводимость результатов исследования, точность измерения, устойчивость результатов.
Валидность методик – понятие, указывающее, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает. Это комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова её действенность, эффективность, практическая полезность.
Валидность в первом ее понимании имеет отношение к самой методике, т.е. это валидность измерительного инструмента. Такая проверка называется теоретической валидизацией. Валидность во втором ее понимании уже относится не столько к методике, сколько к цели ее использования. Это прагматическая валидизация.
Оценка валидности методики может носить количественный и качественный характер. Для вычисления количественного показателя (коэффициента валидности) сопоставляются результаты, полученные при применении диагностических методик, с данными тех же лиц, полученные по внешнему критерию. При качественном описании сущности измеряемого свойства не используют статистическую обработку.
6. Классификация методик психодиагностики
Методики психодиагностики разделяют на две группы:
1) формализованные методики;
2) методики малоформализованные.
К формализованным методикам относятся: тесты; опросники; методики проективной техники; психофизиологические методики. Для них характерны: определенная регламентация; объективизация процедуры обследования или испытания; стандартизация; надежность; валидность.
Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает воз¬можность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.
К малоформализованным методикам относят: наблюдение; беседу, анализ продуктов деятельности.
Эти методики дают очень ценные сведения об испытуемом, особен¬но когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, пло¬хо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Малоформализованные методики трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких ме¬сяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической подготовленности самого психодиагноста.
Малоформализованные и формализованным методики как правило, вза¬имно дополняют друг друга. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми (например, с их биографическими дан¬ными, их склонностями, мотивацией деятельности и т. д.). С этой це¬лью могут быть использованы интервью, беседы, наблюдения.
7. Психолого-педагогическая характеристика
Психолого-педагогическая характеристика представляет собой анализ особенностей личности ребенка, т.е. раскрывает их внутреннюю связь и связь с окружением и занятиями ребенка.
Психолого-педагогическая характеристика включает следующие элементы.
I. Общие сведения: возраст, класс, школа, состояние здоровья, внешность. Методы: беседа, изучение школьной документации, наблюдение.
II. Условия семейного воспитания: состав семьи; профессии, возраст, краткая характеристика родителей и других членов семьи (братьев, сестер, бабушек, дедушек и т.д.), взаимоотношения в семье, согласованность действий взрослых по воспитанию ребенка.
III. Деятельность: игровая, учебная, мотивы учения, трудовая деятельность, общение:
IV. Ребенок как член коллектива: место в формальной и неформальной структурах группы; осознание своего положения и удовлетворенность им; потребность быть членом коллектива.
V. Структура личности: направленность, темперамент, характер, самосознание, уровень притязаний, способности.
VI. Познавательные процессы: внимание, память, мышление, речь.
VII. Чувства и эмоции: преобладающие; эмоциональная возбудимость и нестабильность; склонность к аффектам в ситуациях успеха и неуспеха.
VIII. Воля: уровень развития, целеустремленность, инициативность, решительность, самообладание, наличие волевых привычек.
IX. Общие выводы и рекомендации: общий уровень психического развития ребенка, соответствие возрастным особенностям, необходимость психолого- педагогической коррекции и ее пути, кому адресованы рекомендации.
8. Психологическое заключение
В психологическом заключении резюмируются данные об особенностях развития ребенка, полученные при обследовании. Обосновываются пути адекватной помощи ребенку, в том числе последовательность коррекционно-развивающих мероприятий, а также подключения к работе с ним тех или иных специалистов. Оценивается уровень адаптации ребенка в социуме и образовательной среде и делается прогноз его дальнейшего развития как при благоприятных, так и при неблагоприятных условиях. Все это чрезвычайно важно для определения образовательного маршрута.
Структура психологического заключения представляет собой взаимосвязь общей и итоговой частей.
Общая часть психологического заключения содержит: основные данные ребенка, описание поведения, деятельности, результирующую оценку уровня развития; описание сформированности системы базовых составляющих с определением уровней, которые дефицитарны.
Итоговая часть заключения психолога: психологический диагноз; вероятностный прогноз развития; рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка. В психологический диагноз включается краткое, но емкое описание типологического варианта развития. Прогноз развития опирается на понимание места выявленного типа психического дизонтогенеза в общей ситуации развития. Его следует рассматривать как в благоприятных, так и в неблагоприятных условиях. Здесь же можно оценить адаптационные возможности ребенка в образовательном пространстве.
9. Тесты. Основные направления их применения
Тесты – это специализированные методы психологического диагностического исследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что:
1) предполагают стандартизованную, выверенную процедуру сбора и обработки данных, а также их интерпретации;
2) с помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой людей, давать оценки их психологии и поведению.
Как методический инструмент тесты широко используются в современных исследованиях. Однако прежде чем решить, какой тест может быть применен для исследования, психолог задается вопросом: какова цель теста? для какой группы лиц он лучше подходит? насколько ответственно он конструировался? насколько он точен? насколько адекватны и действительны его результаты?
Тесты-опросники основаны на системе заранее отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам испытуемых, на которые определенно можно судить об их психологических качествах.
Тесты-задания предполагают оценку психологии и поведения человека не на основе того, что он говорит, а на базе того, что он делает. Человеку дается серия специальных заданий, по итогам, выполнения которых судят об изучаемом качестве.
Тесты-опросники и тесты-задания неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или не хочет признавать их наличие у себя.
Проективные тесты обычно предназначены как раз для изучения тех психологических и поведенческих особенностей человека, которые им слабо осознаются или вызывают к себе с его стороны крайне отрицательное отношение. При применении проективных тестов об испытуемом судят на основе того, как он оценивает ситуации, других людей, какие свойства им приписывает. Тесты проективного типа: предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуального развития испытуемых, и в этом заключается их основной недостаток; требуют при их применении высокой профессиональной квалификации психолога и большого опыта работы.
10. Проективные методики
Проективные методики основываются на едином психологическом механизме «проекции». Суть проекции заключается в невольном приписывании другим людям тех качеств и желаний, которые присущи самому человеку, но в которых человек сам себе не признается, подавляя их. Бессознательные переживания, порожденные неосознаваемыми влечениями человека, доступны объективной диагностике, так как отражаются в характере быстрых словесных ассоциаций, непроизвольных оговорок, в содержании сновидений, фантазий, в определенных ошибках психики, в особенностях рисунков или восприятия неопределенных рисунков. Различают следующие группы проективных методик.
Методики структурирования: Малоструктурированный стимульный материал - тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков, тест трехмерной проекции.
Методики конструирования: MAPS, тест мира и его разнообразные модификации.
Методики интерпретации: Стимульный материал – набор картинок, фотографий. От респондента требуется составить рассказ (ТАТ, САТ) по предложенным картинкам; ответить на вопросы по предложенным ситуациям на картинках (Тест фрустрации Розенцвейга, Тест Жиля); отобрать приятные-неприятные картинки-фотографии (Тест Сонди).
Методики дополнения: неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга. Стимульный материал: набор слов-стимулов. От респондента требуется назвать слова, которые "приходят на ум" в связи с услышанным словом
Методики катарзиса: психодрама, проективная игра.
Методики изучения экспрессии: анализ почерка, особенностей речевого общения, миокинетическая методика Мира – и – Лопеца.
Методики изучения продуктов творчества: Предметом интерпретации является рисунок, который рисует респондент ("Дом. Дерево. Человек", "Дерево", "Человек", "Два дома", "Рисунок семьи", "Пиктограмма", " Автопортрет", "Картина мира", "Свободный рисунок", "Несуществующее животное").
Принято говорить о следующих отличительных признаках проективных методик: 1) неопределенность стимульного материала или инструкции к заданию, благодаря чему испытуемый обладает относительной свободой в выборе ответа или тактики поведения; 2) деятельность испытуемого протекает в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны экспериментатора. 3) проективные методики измеряют не ту или иную психическую функцию, а своего рода модус личности в ее взаимоотношениях с социальным окружением.
Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм. Эти методики прежде всего характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный.
11. Наблюдение. Виды, особенности проведения и обработки результатов
Наблюдение является научным методом исследования, который заключается в целенаправленном сборе фактов о поведении и деятельности людей для последующего их анализа.
Наблюдение как метод исследования характеризуется рядом предъявляемых к его проведению требований. К ним относятся требование сохранения условий естественности прохождения исследуемых явлений, требование целенаправленного изучения и поэтапной фиксации результатов.
В процессе наблюдения необходимо следовать разработанной для этого программе, в которой определяются цели и задачи исследования, определяется объект, ситуация и предмет, выбирается способ изучения явлений, устанавливаются временные границы наблюдения и составляется его график, выбирается способ регистрации наблюдений, определяются методы обработки полученных данных.
В теории выделяют такие виды наблюдения:
- по длительности проведения – кратковременное (срез) и лонгитюдноге (продолжительное);
- по охвату – выборочное (наблюдаются отдельные параметры явлений и процессов) и сплошное (фиксируются все изменения объекта в пределах ситуации);
- по степени участия исследователей – непосредственное (прямая вовлеченность) и опосредованное (с помощью привлечения вспомогательных средств, аппаратуры).
Наблюдение как метод исследования подразделяется на две категории: структурированное и неструктурированное наблюдение. Под структурированным понимается включенное исследование. Оно дает особо качественные результаты. Особенно эффективным является наблюдение в том случае, если исследуемые не знают о проведении эксперимента.
В зависимости от объекта: внешнего (поведение, физиологические изменения, действия) или внутреннего (мысли, переживания, психические процессы или состояния) различаются вариации этого метода: самонаблюдение и объективное наблюдение.
Объективное наблюдение как метод социологического исследования является стратегией исследования, при которой регистрируются внешние характеристики или изменения наблюдаемых объектов. Такое наблюдение часто выступает предварительным этапом перед проведением экспериментов.
Метод самонаблюдения используется для получения данных эмпирического характера посредством наблюдения за собой.